Праведный Стефан Омский

Ко времени освоения Сибири расселялся по ней православный народ. Но не самые бла­гочестивые наполняли новые русские зем­ли. В связи с отдаленностью от столиц и властей бежали сюда раскольники и разбойники, искатели легкой добычи и бездельни­ки. Сибирь была местом наказаний за государственные и уго­ловные преступления. Нравственный климат в такой среде со,-ответствовал нормам отнюдь не христианской морали. Очище­нию нравов не способствовал и тот факт, что духовенство сюда направлялось из числа тех, кому не нашлось другого места в России.

Но питалась Сибирь благотворными соками — жизнью пра­ведников, оплодотворяла землю ее кровь мучеников, освещало служение преподобных и святителей, апостолов Сибири. Ми­лость Божия не оставляла ее, и заплодоносила Сибирь. Свет Христов, изливавшийся миру, теперь несли не только выходцы из России. С начала XIX века коренные сибиряки подвизались в подвигах веры и благочестия.

В семье Иакова Знаменского, священника Барнаульского ок­руга Томской губернии, в 1804 году родился сын Стефан. Рожде­ние в семье духовного сословия предопределило его будущую судьбу. По крайней мере, ее внешнюю канву. Мальчик, получив обычное в то время домашнее образование, поступил в Томскую духовную семинарию, которую закончил в 1824 году. В семина­рии он отличался добрым поведением и значительными успеха­ми в науках. Он в совершенстве владел древнееврейским язы­ком и читал на нем Библию даже без словаря.

По окончании семинарии Стефан женился и был рукополо­жен Тобольским архиепископом Амвросием в сан священника. Вакантных мест на сибирских приходах было достаточно, и по этой причине отцу Стефану пришлось проходить пастырское служение в Барнауле, Кургане, Тобольске, Ялотуровске и Ом­ске. За пятьдесят лет службы в священном сане кроме обязанно­стей приходского пастыря ему пришлось нести церковное послу­шание в качестве члена консистории, эконома семинарии, благо­чинного, миссионера среди раскольников, законоучителя в уезд­ном училище и губернской гимназии, экзаменатора по Закону Божию во всех учебных заведениях Омска. В 1839 году тридца­типятилетний отец Стефан был возведен в сан протоиерея.

Главными чертами его духовного облика были благочестие, строгая жизнь, совершенная нестяжательность. Известен отец Стефан был и своим ревностным и благоговейным служением в храме Божием. Вместе с тем при всей ревности, горячности по Бозе с ближними, особенно с подчиненными, был он обходите­лен и даже глубоко смиренен. Будучи требователен к себе, дру­гим прощал их немощи и ошибки, оставаясь доступным для всех и обходительным со всеми. Он всегда был готов прийти на по­мощь ищущим душевной пользы, что замечательно открылось в его педагогической деятельности.

Служение им всенощных бдений и литургий в Омске не отли­чалось особенной продолжительностью, однако обвинить его в не­достаточной ревности никто не мог. Снисходя к слабостям пас­твы, людей преимущественно военных и чиновных, он компенси­ровал непродолжительность служб личными контактами с при­хожанами. Бывая у них в домах для исполнения различных треб, отец Стефан всегда находил случай и повод к назидательной бе­седе. Вот здесь-то и являлся он учителем своей паствы. Эти до­машние беседы отличались простотой и вместе глубокой назидательностью, высокой христианской и отеческой любовью к пасо­мым. Искреннее благочестие отца Стефана выражалось во всех его словах, действиях и поступках. Особенно лицо и прекрас­ные, задумчивые его глаза говорили о его благочестивой и в выс­шей степени нравственно чистой жизни.

Жизнь отец Стефан вел строгую, а в последние двадцать пять лет даже подвижническую. От мясной пищи он отказался задол­го до своей кончины. Посты, особенно Великий и Успенский, проводил в строжайшем воздержании, часто довольствуясь в день ломтем черного хлеба и двумя-тремя картофелинами. Вина не употреблял почти никогда, разве только иногда, по болезни, по предписанию врачей в качестве лекарства.

Мирские стяжания, житейские расчеты, материальные выго­ды и, тем более, сребролюбие были совершенно чужды боголюбивой душе отца Стефана. За приходские требы с людей бедных он в большинстве случаев не брал никакой платы. Многие из его бедных прихожан с благодарностью вспоминали его как сво­его благодетеля. Целые семейства бедных и сирот содержались исключительно на средства отца Стефана. Но эти дела благотво­рительности и милосердия совершались им тайно, и только по его смерти многие из них сделались известны.

Семья отца Стефана была многодетной, поэтому при его чрезвычайной нестяжательности ему нередко приходилось терпеть нужду и лишения. Но он никогда не роптал, в том числе и на начальство, по распоряжениям которого отец Стефан часто переходил из прихода в приход. По своей кончине он не оста­вил буквально ничего из имущества. Он не имел даже соб­ственного дома; в Омске ему приходилось жить с семьей в ка­зенном помещении.

Стефан Яковлевич Знаменский был замечательным педаго­гом. В Ялотуровске благодаря ему существовала прекрасная школа, в которой он был и законоучителем и преподавателем прочих дисциплин. Эта школа была знаменита на весь город, и вскоре в нее перешли все ученики городских приходских учи­лищ. Но не только в юных восприимчивых сердцах сеял отец Сте­фан благодатные семена христианства. Своими беседами и еще более своей жизнью он приводил к Истине и благочестию даже закоренелых раскольников, которые благодаря ему обращались в Православие, как это было, например, в 1818 году во время од­ной из его миссионерских поездок в село Щучье и соседние с ней деревни, на границе Ялотуровского и Курганского округов.

В 1876 году после пятидесятидвухлетнего священнического служения отец Стефан тяжело заболел и мирно скончался, на­путствованный при переходе в Горний мир в Таинствах испове­ди, причастия и елеосвящения. Могила добродетельного старца часто посещается многими благочестивыми горожанами.

Память праведного празднуется 30 июня (местно) — в день преставления и 10 июня — в Соборе Сибирских святых.

 

Сайт управляется системой uCoz