Преподобный Мисаил Абалацкий
Иеромонах Мисаил родился 29 июня 1797 года в Сибири, в Тобольской губернии Тобольского уезда, в селе Липоярском, что на российском тракте между Тюменью и Тобольском, в верстах девяноста от последнего. Родителями его были диакон того села Иван Кузьмин Фокин и жена его Евдокия Терентиева. При крещении был он наречен Павлом и был у родителей своих старшим из шестерых их детей.
Грамоте Павел учился в родительском доме, преимущественно у деда своего Кузьмы, причем учился так прилежно, что на шестом году от рождения выучил не только Часослов, но и всю Псалтирь; немного спустя после того он уже бойко читал на клиросе.
Но, успевая в учении, малютка Павел вместе с тем, и еще более того, преуспевал в благочестии. Когда дед, утром ли встав ото сна или вечером отходя ко сну, становился на молитву, тогда же вместе с ним начинал молиться и малютка Павел; молился иногда по часу и более. Бывало, бабушка иногда сжалится над ребенком и начнет выговаривать за него старику, мужу своему, внучек тут же и вступается за деда, говорит, что молиться он любит, что ему на молитве стоять отнюдь т тяжело, что молиться Богу нужно подолгу, что это хорошо. А как соберутся отец и дед в церковь к богослужению, туда же за ними и маленький Павел.
Десяти лет, именно в 1806 году, отрок Павел расстался с родительским домом и поступил для обучения в Тобольскую семинарию. Квартировал он у ближайших своих родственниц, доброй жизни набожных старушек, из которых одна, вдова священника, была грамотная и большая охотница читать жития святых, Прологи и другие духовные книги.
Родители Павла, равно как и дедушка с бабушкой, благодаря близости их родного села Липоярского от Тобольска, нередко навещали своего сына и внука и тем не давали загрубеть его сердцу, испортиться ему среди не всегда нравственных и не очень-то мягкосердечных товарищей.
В Тобольске юный Павел вел себя так же, как и дома в Липоярском: усердно исполнял свои ученические обязанности; к играм и другим забавам, свойственным его возрасту, он был крайне хладнокровен. В часы, свободные от училищных занятий, он постоянно находился в квартире; любимым его занятием было чтение душеполезных книг, которых было достаточно в доме и еще больше в семинарской библиотеке, которую составляли пожертвования прежних Тобольских преосвященных.
Вечерняя и утренняя молитвы, притом нередко продолжительные, с частыми земными поклонами, были непременным и постоянным правилом. «Однажды, — рассказывали его хозяйки, — Паша у нас неизвестно куда скрылся. Стали искать его, бегали туда сюда, и, наконец, нашли его под крыльцом, там он, сделавши из лучинок несколько крестиков, молился, стоя перед ними на коленях».
О семинаристе Павле Фокине нужно заметить еще, что он был очень добр, чрезвычайно скромен и прост. Иные из его товарищей, пользуясь этими качествами его души, почти обирали его. Когда же просили у него чего-нибудь Христа ради, он и сам отдавал просимое с полною охотою, отчего нередко возвращался он в квартиру то без шапки, то без рукавичек, то без платка. Однажды товарищи в шутку сказали ему: «Паша, Христа ради полезай в колодец». И Павел действительно полез было туда, и только Промысел Божий сохранил его: откуда ни возьмись учитель, или старший из воспитанников, подошел к ним и, узнав в чем дело, остановил напрасное самопожертвование одного и жестокость других.
Часто шутки над отроком, а затем и юношей, Павлом были очень жестокими, но он все переносил терпеливо, а иных насмешек над собою как будто бы и не замечал. Само собою разумеется, что эти насмешки продолжались в первые годы его обучения в семинарии, позднее они повторялись все реже и реже.
По успешном окончании в 1817 году семинарии перед ним стала проблема выбора жизненного пути. Родители Павла непременно желали видеть его священником, но он первоначально не хотел и слушать об этом.
Будучи от природы человеком застенчивым, даже робким, а главное, находясь под впечатлением от чтения житий святых и Прологов, он боялся обязательных для этого брачных уз. Смущали его и те трудности, та великая ответственность, с какими неразлучно священническое служение, особенно в селах; наконец, он чуть ли не с детства имел сердечное желание вести одинокую, иноческую жизнь, поэтому по окончании курса в семинарии он думал не о венце брачном, не о монашеском клобуке, и' не о священнической рясе, а об иноческой мантии.
И вот, не чувствуя ни малейшего расположения к супружеской жизни, но в то же время не получая от родителей благословения на поступление в монастырь, он решился на то, на что немногие окончившие курс в семинарии решились бы: Павел Фокин поступил причетником в небогатую церковь Петра и Павла в Тобольске, с посвящением в стихарь.
Месяца через два или три в низшем классе
Тобольской семинарии открылась вакансия учителя латинской грамматики, которую
он и занял. В конце мая следующего 1818 года за усердие и
способности он был перемещен в грамматический класс среднего отделения и, сверх
того, ему была поручена должность библиотекаря семинарии. Хотя молодому Фокину
и нравилась должность учителя, занимал он ее только один год: семинария была
реорганизована, и Павел оказался за штатом. А тем временем в родном селе
Липоярском оказалась священническая вакансия и родители Павла стали склонять его
к решению в пользу женитьбы и священства.
Добрый и покорный сын не смел более противиться воле родителей, сосватал, или лучше сказать, согласился высватать себе хорошую невесту, дочь священника подгородного же села Вагайского, именем Татиана, и в январе 1819 года вступил с нею в брак, а 2 марта того же года тогдашний архиепископ Тобольский Амвросий (Келембет) рукоположил его в иерея к Богоявленской церкви родного ему села.
Супружеская жизнь отца Павла была вопреки его опасению самая спокойная, счастливая, даже, можно сказать, примерная: спутница жизни его была добрая, уважительная к мужу жена, нежно любящая мать и умная распорядительная хозяйка.
Всю заботу о воспитании малолетних детей, все хлопоты по дому и по хозяйству она приняла на себя. Занятый другими заботами, отец Павел по хозяйству разумел очень мало, а недобрые люди пользовались этим, в особенности в отсутствии жены.
Супруга отца Павла ничем не отвлекала его от забот о приходе, нисколько не мешала ему совершать возможно чаще богослужение, учить Слову Божию прихожан, словом, заботиться о едином на потребу. За то и он спутницу свою любил и глубоко уважал, при важных случаях семейной жизни называл ее не иначе как доброй помощницей своей или сердечной советницей. Тако благословится человек бояяйся Господа (Пс. 127, 5), взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага (Пс. 33, И), а следовательно, и счастия в супружеской жизни!
От благочестиваго корене благочестивые произрастают и отрасли, на хорошем дереве бывают хорошие плоды. Один из троих детей отца Павла — Михаил — служил сначала четыре года диаконом, потом двадцать лет в священном сане иерея, а овдовев, поступил в монашество. Двух дочерей его, отличавшихся, как и родители их, христианской кротостью и другими добродетелями, несмотря на скудость приданого, Господь благословил счастливым супружеством с достойными священниками.
Липоярские прихожане очень любили отца Павла, и он готов был служить у них целый век до своей смерти. И тем не менее, прослужив в Липоярском около пяти лет, он вынужден был хлопотать перед епархиальным начальством о переводе его на другое место.
В январе 1824 года отец Павел был причислен к вновь строящейся церкви Ильи Пророка в деревне Готопуповой Ишимского уезда. Здесь, как и в Липоярском, прихожане очень любили и уважали его за усердное служение, приветливость, учительность, неукоснительное исполнение треб, бескорыстие и вообще за отличные пастырские качества. Быть может, он и здесь согласился бы служить до самой смерти, но в 1829 году его назначили благочинным. Теперь нередко ему приходилось отлучаться от своего прихода, иногда на довольно долгое время, но так как церковь его готопуповская была одноштатной, а просить кого-либо из священников других сел отец Павел стеснялся, почитая невозможным для себя отрывать их от своих приходов, своих семей, он решился проситься о переводе его к двух или трехштатной церкви. Такой случай не замедлил представиться: при трехштатной церкви Петра и Павла в торговой Абацкой слободе, что в семидесяти верстах от города Ишима, открылось праздное священническое место, и отца Павла в сентябре 1832 года туда перевели.
В Абацкой слободе жизнь отца Павла шла прежним порядком: служил он часто, и не только на своей чередной седмице, но часто замещая приболевших или отлучившихся по какой-либо нужде своих собратий-священников. Как и на прежних местах служения учил он своих прихожан вере и благочестию, сказывая в церкви свои, чаще печатные, проповеди, беседуя с ними при всякой встрече либо дома, при исправлении всяких треб. При вознаграждении за труды всегда довольствовался тем, что давали, чем иногда навлекал на себя ропот от прочих членов клира; обращался с прихожанами всегда очень уважительно, не только отечески, но и любовно, называя по имени и отчеству, всякого встречая и провожая своим обычным ^низким, чуть не до земли, поклоном.
К особенностям жизни отца Павла в Абацкой, месте торговом, многолюдном, можно отнести разве то, что теперь в его доме всегда гостевало много народа: духовенство соседних сел, крестьяне приходских деревень — ни для кого не было отказа, всем был привет, всем говорилось ласковое слово, всем с радушием предлагалась посильная хлеб-соль, всем оказывалось обычное в Сибири, особенно в прежнее время, гостеприимство. Другой особенностью жизни отца Павла в Абацкой было усиление в нем ревности о более достойном прохождении, более тщательном исполнении лежавших на нем священных обязанностей. Бывало, приедет отец Павел в деревню в воскресный или будний, но не многоработный день и начинает между службами организовывать в часовне либо в чьем-то доме (а летом мог и прямо на улице) чтение часов или всенощную, или молебен, смотря по тому, что приличнее по обстоятельствам. Стараясь не терять даром времени, в дороге учил он причетников петь на гласы Богородничны, Херувимскую и прочее.
Воздержанный в пище, он и вино употреблял умеренно, и то в крайних случаях, посты держал строго по уставу. Служба в церкви для него была любимым занятием: в свою седмицу литургию он служил ежедневно и, чтобы не обременять причт, вечерню и утреню в будни отправлял в церкви один, отсылая причетников домой со словами: «Идите с Богом домой. Что вас мучить-то, один справлюсь». И действительно, один пел и читал, и непременно по уставу, без всяких пропусков. Петь был большой охотник. Таинства совершал неторопливо, с благоговением.
При своем благочестии, при заметном уме, он старался казаться простачком, и, действительно, иной раз был прост до наивности, может быть, даже и неким подобием юродства прикрывал он свои подвиги благочестия. Отец Павел был бессребреник: за требы платы не вымогал, а с бедных и вовсе ничего не брал. Но при всем том жил хорошо, имея богатый приход. В хозяйство он не входил; этим занималась его жена. Было у него хлеба и скота довольно, но при довольстве он мало пользовался выгодами своего состояния: душа его витала в небесах. Любил он помогать бедным, особенно детям-сиротам и престарелым.
По обязанности благочинного отец Павел был особенно исполнителен, но привилегиями или, более сказать, превозношением над подчиненным ему духовенством никогда не пользовался. Напротив, в случаях жалоб на духовенство от прихожан, либо духовных друг на друга, его разбирательства иначе как миром не кончались: всех помирит, упросит, умолит ссорящихся оставить ссоры. В случаях неисправностей, опущений по должности, слабостей кого-нибудь из подведомственного ему клира он старался виновного исправить и вразумить. Не стремясь к власти, он вместе и не тяготился должностию благочинного единственно из послушания воле начальства, из опасения огорчить владыку.
За Богом молитва, а за царем служба не пропадает, говорит русская пословица. И служба, и добрая жизнь отца Павла не пропали даром. Тобольские преосвященные, сначала Евгений, а потом Афанасий, наградили его набедренником, а затем возвели в сан протоиерея, что в то время в Тобольской епархии хотя бы и для благочинного было делом чуть ли не беспримерным. По слову псалмопевца царя Давида, «многи скорби праведным» (Пс. 33, 20), и добродетельный отец Павел испытал тяжкую скорбь: любимая им супруга, мать троих малолетних детей, в марте 1839 года тяжко заболела тифозной горячкой и 2 апреля отошла в вечность.
Смертью супруги Господь указал отцу Павлу путь, «в онь же» идти ему, или, лучше сказать, как бы напомнил ему его собственное горячее, самое искреннее желание быть иноком. Ведь оставаться в селе вдовым протоиереем было для него крайне неудобным: покойная супруга вела все домашнее хозяйство, заботы о котором теперь легли бы на него, а для этого у отца Павла недоставало ни надлежащего знания, ни потребной опытности: управлять прислугой и работниками у него не хватало духу, не мог он также собирать ругу и другие сборы по приходу, без чего духовенству в Сибири в ту пору было не обойтись.
Вскоре по вдовстве отец Павел послал Тобольскому преосвященному Афанасию прошение о перемещении его из свободы Абацкой в число братства Абалацкого Знаменского монастыря, на что преосвященный при пустоте монастырей его епархии тут же изъявил согласие. Указом консистории от 23 июня 1839 года отец Павел был вытребован в Абалак, и 17 декабря того же года ректором Тобольской семинарии, архимандритом Евфимием, пострижен в монашество с именем Мисаил.
Если, живя в миру, отец Павел был как бы не от мира сего, то тем более в образе равноангельном он являл собой пример воздержания, послушания, ревностного служения алтарю Божию. Монастырская жизнь его вся проходила либо в келий, либо в храме. В келий помимо иноческого правила был он занят чтением Священного Писания, святоотеческих творений, житий святых и единственного в то время духовного журнала «Христианское чтение». Всякий день его можно было застать в храме: либо на клиросном послушании, либо возносящим молебные пения пред чудотворной иконой Божией Матери, именуемой Абалацкой, либо совершающим чередное служение Божественной литургии. Вообще труды во славу Божию в церкви Христовой были его любимым делом. Как же он сердечно радовался, если случалось ему заменить в служении кого-либо из старцев священноиноков!
Мир души отца Мисаила во время пребывания его в Абалацком монастыре однажды был нарушен. Тобольский преосвященный Афанасий назначил его на должность казначея монастыря. Должность эта весьма и весьма хлопотная, требующая житейской опытности, знания разных предметов, о которых отец Мисаил не имел и малейшего представления. Всегда послушный власти, он принял новую должность беспрекословно, но исполнять ее решительно не мог. К его счастию, сей неудобоносимый крест, возложенный на него преосвященным, помог ему нести настоятель Абалацкого монастыря, игумен Антоний. Видя как затрудняется отец Мисаил в исполнении этих обязанностей, он сам взял на себя труды казначея. До самой своей смерти вспоминал отец Мисаил об этой услуге настоятеля как об особенном благодеянии и всегда благодарил его. Отцу Мисаилу нравилось жить под покровом Божией Матери, и он желал бы до конца дней своих служить пред Ея столь многочтимым в Сибири ликом, но Промыслом Божиим суждено было ему иное. Не искал славы отец Мисаил, но люди его знали и уважали, а потому и епархиальное начальство обратило на него особое внимание. Новоназначенный преосвященный Владимир, прибывший с Костромской на Тобольскую кафедру, наслышавшись много хорошего об отце Мисаиле, в феврале или начале марта 1843 года вызвал его в Тобольск для служения в Крестовой церкви архиерского дома с обязанностями духовника как самого преосвященного, так и всего городского духовенства, а также и всех, искавших посвящения в стихарь и рукоположения в сан диакона или священника. Но и миряне, тобольские граждане, стремились исповедоваться у него, зная об особой строгости его жизни.
На новом месте служения радость отца Мисаила, особенно на первых порах, была просто неописуема, потому что за неимением других иеромонахов или священников при архиерейском доме он был бессменным священнодействующим. Только иногда, по необходимости, уступал он совершение литургии обучавшемуся у него священнику-ставленнику. Не довольствуясь ежедневным совершением богослужения в домовой архиерейской церкви, после ранней литургии у себя он почти постоянно отправлялся к поздней литургии в собор, благо он был рядом с архиерейским домом; здесь он в будние дни бессменно и безустанно читал и пел на клиросе. То же самое он делал и на утренях в воскресные дни, и зимою, когда в Крестовой церкви отправлялось богослужение с вечера, а в соборе утром.
Во дни же прибытия многочтимой Абалацкой иконы Божией Матери из Абалака в Тобольск, где она пребывает для поклонения в кафедральном соборе с 8 по 23 июля, отец Мисаил удивлял всех богомольцев и соборян своим неустанным молением. Во все эти дни, отслужив в домовой церкви, месте своего послушания, он обыкновенно являлся в собор, где по просьбе богомольцев служил молебны до самого вечера или до тех пор, пока святую икону не унесут в чей-нибудь дом. Поистине, мог он то гда сказать вместе с Псалмопевцем: «Пою Богу моему, дондеже есмь» (Пс. 103, 33).
С перемещением его из Абалака в Тобольск и семейство его пересилилось туда же и жило на его небогатом содержании в церковном доме Михайло-Архангельской церкви. Сын его в это время по болезни был уволен из семинарии, но когда поправилось его здоровье, преосвященный Владимир, глубоко почитавший отца Мисаила, определил ему диаконское место, несмотря на молодость лет.
По кончине незабвенного для Тобольска архипастыря Владимира и с прибытием на его место (25 сентября 1845 года) преосвященного Георгия, трудов у отца Мисаила прибавилось. Несмотря на почтенный возраст преосвященного, тогда ему было уже за семьдесят, сил душевных и телесных у него было еще очень много.
Преосвященный Георгий чрезвычайно был озабочен тем, чтобы все подведомое ему духовенство умело хорошо петь по нотам, могло бы громко, четко и ясно читать Апостол, Евангелие, шестопсалмие, кафизмы и прочее. Потому он экзаменовал всякого, кто являлся к нему с какой нуждой, и чуть тот оказывался' неисправным, приказывал, не выезжая из Тобольска, учиться тому, что тот неудовлетворительно отвечал. Таким образом все претенденты на место диакона, либо священника, то и просто по нужде приехавшие к архиерею, поступали в распоряжение отца Мисаила: должны были учиться у него исправно петь по нотам, читать, служить, сказывать поучения. Обычно это происходило следующим образом: отец Мисаил к шести утра приводил своих учеников пред очи архиерея, и начиналась работа. Причетники читали часы и дневной Апостол, диаконы Апостол и непременно дневное Евангелие, священники — Синодальное поучение, и все вместе пели прокимны и аллилуйя. Преосвященный не только всех поправлял, но иных сам учил читать или петь, толковал тропари, кондаки и отдельные неудобопонятные старославянские слова. Отец Мисаил стоя наблюдал, как отвечают порученные ему и в случаях неудовлетворительного пения либо ответа за всех выслушивал внушения, замечания, а то и выговоры. Эта работа длилась до начала литургии, до девяти часов, часто возобновлялась после и продолжалась до самой вечерни. После вечерней службы он опять являлся к владыке, ведя за собой своих учеников, и начиналось пение по краткому нотному обиходу и. на гласы, чтение, поучения и прочее. Но бывали редкие дни, когда в архиерейском доме не было ни просителей места, так называемых ставленников, ни кого-либо из епархиального духовенства, тогда «экзамен» держал уже отец Мисаил с послушниками Крестовой церкви или с диаконами, а когда на глаза преосвященному попадался кто-либо из соборных священников, хоть и протоиерей, и те становились рядом с отцом Мисаилом на «экзамен».
Так прошли шесть с половиной лет, до дня кончины преосвященного Георгия, прошли в ежедневных трудах пред престолом Божиим и в постоянной муштре владыки, когда одни и те же слова повторялись сотни, даже тысячи раз без всякого участия ума и сердца. Сидеть на занятиях у владыки разрешалось только вечерами, когда священники были приучаемы к сказыванию катехизических поучений. В остальное время полагалось стоять без движения.
Насколько любил отец Мисаил сердечную молитву, храмовое богослужение, настолько трудно было испытание экзаменом у владыки, но никто не слыхал, чтобы он тяготился своим положением. Он, кажется, и не знал слов ропота; не только в словах, а даже и в лице его никто и никогда не мог подметить что-либо подобного недовольству. У него на все приятное и неприятное выше и ниже стоящим был один ответ: низкий безмолвный поклон.
Безропотно терпеливый, безответный, благодушный старец отличался еще примерною нестяжательностию. Получая монашеское жалованье или часть братских доходов, он никогда не проверял количества полученного. От принятия вознаграждений за труды или вовсе отказывался, или принимал их с глубоким поклоном, как бы малы и ничтожны они ни были. Доколе была жива его сестра, а дети не были еще пристроены, все, что ни получал он деньгами либо платьем, спешил отдать сестре на содержание семьи, а по смерти ее и устройстве детей доходы стали уходить на иждивение его брата, Андрея Иванова Фокина. Он, или старушка жена его, изредка навещал отца Мисаила, обыкновенно брал у него деньги, покупал на них чай и сахар, а иногда что-либо из съестного, в урочное время приносил в келию старца и оставлял там. Съестным и чаем отец Мисаил делился со всеми, кто приходил к нему в келию. Чай был любимым его напитком, и он пил его по примеру многих сибиряков очень крепким. В пище отец Мисаил был крайне неприхотлив: и в Абалаке, и в архиерейском доме он обыкновенно ел, что подавали на братской трапезе.
В блаженном старце замечательным было еще его безмолвие. Никто не видел его занятым продолжительной беседой. На все речи охотников поговорить у него был один ответ: да или нет. Однако он охотно давал ставленникам катехизические объяснения, если они желали его слушать, и показывал порядок отправления богослужения, также неутомимо поучал богомольцев Крестовой церкви с кафедры. Говорил он ясно, громко, видно было, что говорил он именно то, что чувствовал.
Успеху поучений отца Мисаила во многом содействовала слава о его благочестивой жизни, а также сама внешность иеромонаха. А вот и наружность отца Мисаила: роста он был среднего или несколько выше, недлинные волосы и небольшая борода его были светло-русые, телосложение имел сухое, лицо бледное и с веснушками, ходил он всегда довольно быстро, даже несколько торопливо, склонив слегка вперед и вбок голову, седых волос у него заметно не было.
Чтобы отец Мисаил кого-нибудь осудил или на кого-нибудь подосадовал, этого никто не слыхал. На шутки или насмешки, которые иногда говорились ему и в лицо, он по обыкновению отвечал одним безмолвным глубоким поклоном. Одного не терпел старец, когда кто с намерением опускал что-либо из положенного для пения или чтения при Богослужении, тогда в душе его являлась сильнейшая досада и он сейчас же или сам восполнял или заставлял пропустившего восполнить пропущенное. Случалось еще видеть его в досаде на молодых и нерадивых наставленников их отлучку от Богослужения, за уклонение от обязанности бывать в домовой архиерейской церкви.
Сколько, однако ж, был бодр дух старца, столько же немощной становилась плоть его. От всегдашнего и продолжительного стояния на подошвах его ног во всю длину образовались наросты. Несмотря на это он выстаивал по нескольку часов сряду, и никто никогда не слышал от него жалоб на болезненность ног.
Наконец неутомимый труженик и молитвенник совсем изнемог. В июле 1852 года, в один из тех дней, когда абалацкая святыня находилась в Тобольском соборе, старец по обыкновению безотходно молебствовал пред нею. Но, видно, пробил час отца Мисаила, от усталости изменился он в лице так, что все это заметили. От жалости и сострадания некоторые из соборян предложили ему отдохнуть. По обыкновению не прекословя, низко поклонившись, побрел он, разоблачившись, к себе в келию, лег там на койку и уже более с нее не вставал. По милости Божией сей одр болезней оказался для него новым и последним местом испытаний и преуготовлений к преселению в Царствие Небесное.
Ко времени болезни отца Мисаила архиерея в Тобольске не было: преосвященный Георгий скончался еще 2 апреля 1852 года, а преемник его, преосвященный Евлампий, прибыл в Тобольск лишь за пять дней до кончины отца Мисаила. Это обстоятельство послужило к тому, что келейником у него оказался человек нерадивый. Как бы, кажется, не возроптать, когда в болезни ты остался без участливого, сострадательного ухода, когда келия твоя заперта и некому подать чашу студеной воды? Но и это испытание переносил он с глубоким смирением. За то и получил отец Мисаил от Господа дар блаженной кончины: неоднократно за время болезни напутствуемый Таинствами покаяния и приобщения Святых Христовых Тайн, а также и елеосвящения, он мирно почил 19 августа 1852 года.
Вновь прибывший преосвященный Евлампий соборне отслужил по усопшему панихиду, затем бренные останки верного воина Христова были перенесены в загородную церковь архиерейского дома, где городским духовенством при многочисленном стечении народа соборне же отпели праведника. Немного спустя над могилой отца Мисаила почитателями его было устроено каменное надгробие и положена чугунная плита с краткой надписью: «Мир праху твоему, всегдашний подвижник благочестия и неусыпный молитвенник».