Преосвященный Мелетий

В Вятской губернии, и семи1 сельского свя­щенника Косьмы Якимоьа, и 1835 году ро­дился сын Михаил. Слабый от рождения, рос он мальчиком болезненным, но к учению был очень способен. Происхождение из духовного звания открывало ему дорогу к обра­зованию, и, несмотря на бедность и слабость здоровья, он с успе­хом окончил училище и семинарию. Рано лишившись отца, Миха­ил мог рассчитывать лишь на свои силы, а потому по окончании, обучения принял постриг в рясофор и исполнял обязанности биб­лиотекаря, а позже учителя Вятского духовного училища.

В 1858 году он поступил в Казанскую духовную академию, где принял постриг с именем Мелетий и через год покинул ее. В 1861 году Господь призвал его на миссионерское служение. Ука­зом Синода от 9 декабря он был послан в Посольский Спасо-Преображенский монастырь на Байкале.

С 1862 года иеродиакон Мелетий весьма успешно начал мис­сионерскую деятельность среди бурят. Именно здесь, в крайне сложных условиях, открылся талант отца Мелетия к проповеди Слова Божия. Обретая плоть, прорастало Слово Божие в душах недавних идолослужителей стремлением ко крещению. Возводи­лись храмы, возникали постоянные поселения из недавних ко­чевников, ныне новокрещенных. Десять лет жил он среди бурят, и священноначалие, наблю­дая за результатами столь успешной проповеди, направило его на новое место, к тунгусам, кочевавшим на самой границе с Монголией. Ровно через год отец Мелетий был возведен в сан архимандрита и назначен начальником Иркутского отдела духов­ной миссии, а чуть позже он уже игуменствовал в Саянских го­рах, в Ниловой пустыни.

Беспокойное миссионерское служение вынуждало отца Мелетия не только скитаться по горам и долинам Сибири, но и зани­маться самообразованием. Для знакомства с методами перево­дов духовной литературы на языки инородцев он был вызван в Казань. Здесь он встретился с известным переводчиком и мис­сионером Н. И. Ильминским. Встреча эта сыграла огромную роль в его миссионерской деятельности. Общение с Ильминским под­толкнуло его к написанию целого ряда книг. Первой вышла из под его пера книга на бурятском языке «Учение о Святой Право­славной Христианской вере».

Пять лет управлял отец Мелетий Иркутской миссией, и за это время им было обращено более одиннадцати тысяч язычников.

5 ноября 1878 года отец Мелетий был хиротонисан во епис­копа Селенгинского, викария Иркутской епархии, и назначен на­чальником Забайкальской духовной миссии с центром в Чите. Здесь, для проповеди Слова Божия, он создал церковное брат­ство во имя просветителей славян Кирилла и Мефодия, а также святителя Иннокентия, просветителя народов Сибири и апосто­ла Америки, незадолго перед тем скончавшегося. Одиннадцать лет управлял епархией владыка Мелетий. За это время более четырех тысяч душ было обращено к спасительному пути из мрака шаманства и ламаизма.

После двадцати семи лет трудов в Иркутской епархии он был назначен управляющим Якутской епархией. Подобно своему предшественнику, епископу Дионисию (Хитрову), он успешно трудился на ниве Христовой, о чем свидетельствует возросшее число церквей и часовен, умножившееся количество обращен­ных в православие — и все это за шесть лет. Для устройства церковно-приходских школ владыка Мелетий тратил ежегодно до шести тысяч рублей из земских сборов.

Особой проблемой Якутской епархии была проказа. Для при­влечения внимания к участи больных проказой святитель напи­сал и опубликовал в Якутских епархиальных ведомостях статью «Проказа в Вилюйском округе». Резонанс был настолько сильным, что подвигнул к помощи даже иностранных миссионеров, не го­воря уже об участии отечественных добровольцев и жертвовате­лей. В следующем году в Якутск приехала английская сестра мило­сердия мисс Кэт Марсден, хорошо знавшая это заболевание.

В 1896 году владыка Мелетий был переведен на Рязанскую кафедру. И здесь не пропал втуне его миссионерский дар. Скоро он оживил деятельность Православной Церкви против мусуль­манского прозелитизма в Касимовском уезде. На новом месте продолжил владыка свое ревностное служение апостола-миссио­нера, сохраняя поистине подвижнический образ и дух жизни.

После владыки Мелетия осталось немало письменных трудов. Кроме проповедей, миссионерских записок и отчетов о Забай­кальской и Иркутской миссиях, он опубликовал множество ста­тей исторического и этнографического содержания.

Творческое наследие преосвященного Мелетия было опубли­ковано в Иркутских, Якутских и Рязанских епархиальных ведо­мостях и в «Православном благовестнике». Отделы ним и издани­ями вышли его работа «Очерки из истории распространения Евангельской проповеди и борьбы с ламаизмом на границах Ки­тая и Монголии», а также замечательная работа «Пустынник Варлаам, основатель Иоанно-Предтеченского скита...».

Земной путь владыки оборвался 14 января 1900 года.

 

Сайт управляется системой uCoz