Блаженная Матрена Рязанская

Это произошло в тридцатые годы.

Врачу Сергею Алексеевичу Никитину, сидевшему в лагере и ждав­шему своего освобождения, грозило большое увеличение срока за его по­пытки помочь слабым людям, осво­бождая их от работы и отправляя в больницу. Расстроенный, он не знал, что и делать, и уже не надеялся выйти из лагеря. Тогда-то он услышал от своей медсестры удивительный совет: «Обра­тись за помощью к Матронушке. Гос­подь дал ей особую силу молиться: за кого она начнет молиться, то обязатель­но вымолит».

- Да как же я к ней обращусь? Пись­мо-то мое опоздает, - грустно спросил врач.

- А ей писать не надо, вы покличьте! Крикнете громко три раза: «Матронушка, помоги мне, я в беде!». Она услышит и вас вызволит.

Врач в этот же вечер все так и сделал - прошептал свое прошение, обра­тившись в сторону Рязанской области. Хоть и сомневался, что живущая за сотни километров женщина его без рации и проводов услышит.

Прошли дни, месяцы - его так никто не тронул, зато начальство вокруг поче­му-то сильно поменялось. Освободили врача в срок и он как тогда обещал себе, сразу же отправился поклониться неиз­вестной женщине, спасшей его. Нашел и деревню Анемнясево, и дом. Вошел в из­бу, а в комнате стоит стол посередине, а на нем большой ящик.

- Можно войти? - громко спросил врач.

- Входи, Сереженька, - раздалось из ящика.

Заглянув в него. он увидел маленькую слепую женщину, неподвижно лежавшую на спине. Лицо светлое, ласковое.

Поздоровавшись, спросил:

- Откуда вы знаете мое имя?

- Да как же мне не знать, - зазвучал ее слабый чистый голос. - Ты же меня кликал, и я за тебя Богу молилась, потому и знаю.

И в долгой беседе Матрона предска­зала врачу, что он будет священником и даже епископом. И это все исполнилось.

Родилась Матрона в бедной кресть­янской семье Беляковых в ноябре 1864 г. В семь лет заболела она оспой, все тело покрылось нарыва­ми. «Мать не лечила меня, - вспоми­нает Матреша, - и не молилась за ме­ня Богу. Лежала я на печке, где было много всякого сора, поэтому мать меня всю вымыла, после чего все тело мое распухло, я ослепла и дол­го проболела...»

Слепой девочке поручили нянчить младших сестренок и братьев. Тяжело бы­ло справляться с этим. Раз она нечаянно оступилась и уронила сестренку с крыльца, страшно испугалась и заплакала.

«В этот момент как раз подо­шла мать, она схватила меня и начала бить. Так она меня била, так била, - вспоминает Матреша, -что мне очень тяжело и трудно стало, и в этот момент я увидела Царицу Небесную. Я сказала об этом матери, а она меня опять стала бить. Видение повторилось три раза, и я все говорила об этом матери, а мать после каждого раза все больше била меня. Во вре­мя последнего видения Царица Не­бесная дала мне утешительную записочку, - говорила Матреша. -После этого кое-как залезла я на печку и пролежала до утра. Утром зовут меня есть блины, а я встать не могу, ноги не ходят, руки как из­ломанные, все тело болит. И вот с тех пор я не могла ни ходить, ни сидеть, а только лежала...»

Побои матери навсегда лишили де­вочку возможность ходить и что-то де­лать. Она могла только лежать - нелюби­мая и попрекаемая за все.

Это была жизнь мученицы, пригвож­денной к одру.

- Много слез ты пролила в жизни-то?

Ох, много. Да Господь утешал меня. На одиннадцатом году яви­лась мне Сама Царица Небесная и дала мне утешительную записочку. А в другой раз видела во сне, как сейчас помню, в субботу на Фоми­ной неделе, Сам Спаситель сошел со креста и вместе с Матерью Сво­ей Царицей Небесной подошел ко мне. У Спасителя-то Батюшки на руках и на ногах раны от гвоздей, и кровь течет. Я приложилась, греш­ная, к Его ручке, и, когда проснулась и отерла губы, у меня на губах бы­ла кровь...

Матреша со слезами рассказывала об этом видении и в конце рассказа заплака­ла, слезы так и лились...

Односельчане знали о страдальче­ской жизни девушки и относились к ней с чувством благоговейного уважения. Пер­вым за помощью пришел к Матреше кре­стьянин ее же деревни, по специальности пильщик. Ей тогда было уже семнадцать.

- Матреша. - сказал он, - вот ты ле­жишь несколько лет, ты небось Богу-то угодна. У меня спина болит, и я пилить не могу. Потрогай-ка спину-то, может быть, и пройдет от тебя. Лечился, а доктора не помогают. Матреша исполнила его просьбу, и боли в спине, дей­ствительно, прекратились. С тех пор все больше и боль­ше стали к ней люди ходить со своими нуждами, скорбями и болезнями. С течением вре­мени эти посещения приняли характер настоящего палом­ничества! К Матреше шли жи­тели не только из окрестных мест, но и из дальних. Со все­го Отечества шли. Причем шли они беспрерывным пото­ком на протяжении более чем пятидесяти лет в количестве несколь­ких десятков, а иногда и сотен ежедневно.

Матреша обычно лежала в неболь­шой отдельной комнатке крестьянской из­бы, в маленькой детской кроватке, кото­рая всегда завешивалась пологом. Летом, когда в избе становилось душно, ее обыч­но выносили в сени, и там лежала она до зимы. Сама она никогда не просила, что­бы ее перенесли в избу, и терпеливо пере­носила осеннюю стужу и холод.

- Однажды, - вспоминает Матре­ша, - в октябре месяце я лежала в се­нях, ночью был сильный дождик. Вода через крышу полилась на меня, и я промокла до нитки. К утру случился мороз, я страшно озябла, и одежда вся на мне оледенела. Утром сестра увидела это, сжалилась и перенесла меня в избу, за что я ей благодарна. По внешнему своему виду Матреша была настолько мала, что казалась деся­тилетним ребенком. Ее платьице, пода­ренное ей одной из своих почитательниц, закрывавшее ее совсем с ногами, по дли­не своей равнялось только 91 сантиметру. Очевидно, с десятилетнего возраста, с тех пор, когда она лишилась возможности ходить, тело ее не росло. Матрена легко и свободно разговаривала и пела священ­ные песнопения удивительно чистым и звонким детским голосом. «Голосок у нее, как колокольчик», - говорили слы­шавшие ее пение.

Весь Божий мир был сосредоточен для Матрены здесь - в стенах ее малень­кой убогой комнатки. Но и в этих крайне тяжелых и стеснительных условиях Бог даровал Матреше увидеть другой мир -мир чрезвычайно богатый, полный внут­реннего содержания, интереса и смысла. И Бог дал ей силу достигнуть не толь­ко личного высокого духовного совершен­ства, но и сделаться центром и источни­ком религиозно-нравственной жизни для многих и многих верующих, которые шли к ней со своими сомнениями, нуждами, скорбями и болезнями и получали у нее то, что нужно для их духовного роста, для их духовного руководства на трудном и тяжелом пути человеческой жизни.

Никто не знает, как она молилась Богу. Известно только лишь то, что она знала наизусть очень много молитв, многие акафисты и церковные песнопения.

В беседе с одной из своих глубоких почитательниц Матреша говорила о том, что «молиться нужно беспрестанно», что «беспрестанная молитва все сде­лать может». Особенно важной счита­ла Матреша молитву об умерших. Матреша часто причащалась Святых Христовых тайн, каждый месяц обяза­тельно. Она приглашала к себе своего ду­ховника - приходского священника, и день принятия Святых Тайн бывал для нее самым радостным днем. Пять раз в тече­ние своей жизни она соборовалась. Особенно строго соблюдала Матре­ша посты. С семнадцати лет она не ела мяса. Кроме среды и пятницы соблюдала такой же пост по понедельникам. В цер­ковные посты почти ничего не ела или ела очень мало. Из святых мест с наибольшим бла­гоговением Матреша относилась к Ста­рому Иерусалиму, к монастырям Дивеевскому и Саровскому. Она говорила о них с особенным умилением и лю­бовью. Своим благочестивым посетите­лям она постоянно советовала сходить в Дивеево и Саров, считая их местами особенного присутствия благодати Божией. И радовалась, когда исполнялись

эти ее советы.

- Когда идешь к Матреше, - говорит народ, - то все шаги благословенны. каждая дорожка что-нибудь дает.

Одна женщина жаловалась Матреше, что она очень редко может ходить в цер­ковь.

- У меня полна изба ребят, - говорит женщина, - ребята учатся, я должна на них стряпать и выполнять все домашние работы. Рада бы пойти, да нельзя дом-то бросить.                           

Матреша дала этой женщине икону Божией Матери, известную под названи­ем «Запечной», и при этом ничего не сказала. На иконе этой изображена Божия Матерь в том виде, в каком Она явилась одной женщине, которая, будучи привя­зана к домашнему хозяйству, молилась за печкой. Этим Матреша дала понять жен­щине, что Царица Небесная слышит вез­де усердную молитву.

Почитатели Матреши верят, что если она дала ту или иную иконку, то с этой иконкой, с изображенным на ней священным событи­ем или святым связан особый смысл, особое значение, которое имеет данное изображе­ние для человека, получившего эту иконку. Если Матреша дает кому крестик, то это зна­чит, что она благословляет такого человека на подвиг, на страдания, ожидающие его.

Масло, по ее благословению, народ брал из ее лампадки, которая неугасимо горела перед иконами в ее комнатке, а иногда давала масло, принесенное ей кем-нибудь из святых мест. Маслом Мат­реша советовала мазать больных и вооб­ще страждущих.

Очень любила Матреша ладан и го­ворила, что он изгоняет нечистых духов. Советовала окуривать ладаном дом в праздник, пускать ладан в горящий само­вар и пр. Нередко советовала больным кипятить воду с ладаном.

Больным помогали также вещи, кото­рые были у Матрены.

Так жила и помогала своими молитва­ми людям маленькая святая страдали­ца. Скольких людей она спасла от тя­желых болезней, сколько людей окрест не начинали ни одного дела без ее благосло­вения и этим спасались в те трудные годы... Но тогда время в стране было грозное, тем­ное... И вот летом 1935 года заведено было дело на «попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой». Арестовали 10 человек, их отправили в Рязань и Моск­ву, а Блаженную Матрону боялись трогать.

Наконец было собрано колхозное соб­рание, на котором постановили «изъять» Матрону Григорьевну Белякову как «вредно­го элемента». Из 300 жителей села подписались только 24 активиста. Сельсовет дал характеристику «на Белякову М.Г», в которой она прямо и открыто названа святой без всяких кавычек и иронии. «Данная гр. является вредным элементом в деревне, она своей святостью сильно влияет на темную массу... Ввиду этого по с/с задерживается ход коллективизации».

Из дела видно, как свято берегли свиде­тели и близкие, все, кто был близок к Ма­троне, ее имя и светлый ее образ, никто ее не оклеветал, никто не оказался предателем.

Особенную смелость и дерзновение в защите Матроны показал ее духовник -священник Александр Васильевич Орлов (по этому делу пробывший 5 лет на Со­ловках и в Медвежьегорсклаге и умер­ший у себя на родине, после освобожде­ния, в 1941 году).

Наконец была послана машина и за Блаженной Матроной. Подъехали к ее дому днем. не таясь. Вошли. Тут их охва­тил страх, подойти боялись. По долгу службы подошел председатель сельсове­та и, преодолевая страх, поднял Матренушку с ее дощатой постели. Матрона за­кричала тоненьким голоском. Народ оце­пенел. Председатель стал выносить. В дверях сказал:

- Ой, какая легкая! Матрона сказала:

- И твои детки такими легкими будут. И все вышло по ее словам. Несколько лет назад протоиерей Троицкого храма по­селка Гусь-Железный о. Серафим хоронил одного из сыновей тогдашнего председа­теля. Сын был очень маленького роста. Все дети председателя перестали расти после ареста Блаженной Матроны.

Председатель, «изымавший» Бла­женную Матрону, умирал очень тяжело. Дело было летом. Дом стоял с открытыми окнами из-за жары. Он кричал так гром­ко от боли, что слышало полдеревни. В народе говорили:

-     Это тебе не Матрешеньку поднимать!

Наконец он позвал священника и ис­кренне и горячо покаялся в своих грехах. и умер в мире с Церковью.

Жительница Белькова сказала про арест Матреши:

- Не уберегли такую святыню, отлете­ла. как птица...

В Москве Матрона тогда прожила поч­ти год. Предположительно, она была за­ключена в Бутырскую тюрьму. Но пробыла там недолго, потому что ее стали почитать почти все заключенные, которые начали в своих камерах петь акафисты и молиться.

По другим данным, безнадежно бо­левшая мать следователя, ведшего дело Блаженной Матроны, получила исцеле­ние от Матроны, и следователь сумел освободить ее как больную и умираю­щую. Он поместил ее в тогдашний дом престарелых и увечных больных - хро­нически больных.

Документально засвидетельствовано, что Блаженная Матрона умерла от сердеч­ной недостаточности 16/29 июля 1936 го­да в Доме хроников имени Радищева в Москве, недалеко от храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине.

Ее могила пока остается безвестной.

Молитвенную помощь Матроны чув­ствовали и ощущали не только 60 лет на­зад - и сейчас, в эти дни, в том числе и пишущий эти строки много раз отмечал помощь Матроны, приходящую в ответ на молитву. Думается, и все. кто будет об­ращаться за помощью к ней. получат про­симое. Верим, что новые подвижники и святые молятся о нас, а мы должны с бла­годарностью чтить их и творить их память здесь, на земле.

 

Сайт управляется системой uCoz